Министерство транспорта РФ после общественного обсуждения доработало проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). В этом документе в том числе есть информация о том, кто будет нести ответственность за дорожно-транспортные происшествия с беспилотными автомобилями, которые пустят на дороги уже в следующем году. Предполагается, что их будут выпускать на маршруты без человека, который мог бы перехватить управление ТС на себя, в салоне.

Несколько компаний в РФ тестируют беспилотные легковые и грузовые автомобили – «Яндекс», «Сберавтотех», КАМАЗ, «Магнит»; испытания продолжаются с 2018 года, при этом в рамках эксперимента на водительском кресле в обязательном порядке находится инженер-испытатель. На основании полученных в ходе тестов данных исследователи сделали выводы о том, что использование беспилотных автомобилей позволяет сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки – на 30%.

Сейчас готова новая редакция проекта закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», с ней ознакомился «Коммерсант». В документе указаны условия допуска беспилотных машин на российские дороги: они включают в себя наличие «бортового устройства регистрации событий», а также системы, которая позволяет дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска». В этом случае автопилот отключается, а ТС останавливается в безопасном и разрешённом месте для высадки пассажиров. Кроме того, предполагается, что весь такой транспорт будет зарегистрирован в базе ГИБДД, а также все машины должны будут регулярно проходить техническое обслуживание.

Изображение

В новой редакции законопроекта появился ряд уточнений. Одним из них стал запрет использования беспилотных автомобилей на тех участках дорог, которые входят в маршруты перевозок опасных грузов (речь идёт, к примеру, о бензовозах). Кроме того, запрещается эксплуатировать беспилотный автомобиль, если на нём не установлены последние обновления софта.

Ещё документ предусматривает, что беспилотникам разрешат ездить только по тем трассам, у которых есть так называемый «цифровой двойник»: речь идёт о системе, которая в режиме реального времени будет передавать машине план, карту и сведения о состоянии дороги, ДТП на маршруте следования, а также текущих метеоусловиях. Сейчас такой «цифровой двойник» имеется у платной трассы М-11 «Нева»: как сообщает издание, на его создание Минтранс РФ потратил 300 млн рублей.

Законопроект теперь содержит информацию и о том, кто будет отвечать в случае ДТП, произошедшего по вине беспилотника. В документе отмечается, что основную гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу «третьих лиц, среде», будет нести владелец беспилотной машины в случае, если он не докажет, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

Изображение

Сообщается, что даже в этом случае собственник «высокоавтоматизированного ТС» сможет переложить ответственность на производителя беспилотного автомобиля, если получится доказать, что вред был причинен из-за «конструктивных особенностей (недостатков) системы управления или ВАТС в целом». Также он сможет «переложить вину» на диспетчера (то есть сотрудника, который должен дистанционно следить за состоянием машины и при необходимости выключать автопилот) в случае, если докажет, что авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля». А если в ДТП окажется повинно плохое техобслуживание, то ответственность будет лежать на дилере.

В документе указано, что по европротоколу оформлять ДТП с беспилотным автомобилем будет нельзя, процесс в обязательном порядке потребует участия сотрудника ГИБДД. При возмещении убытка от аварии с участием беспилотного автомобиля у страховщика будет право на запрос у его владельца данных, зафиксированных «бортовым устройством», при этот собственник будет обязан их предоставить. Ещё страховым компаниям предоставят право подать регрессный иск к владельцу беспилотного ТС, если выяснится, что он не обновил софт в машине вовремя.

Предполагается, что законопроект, разработанный Минтрансом РФ, будет одобрен; в итоге он, вероятно, вступит в силу 1 сентября 2025 года.