Талантливому дизайнеру Хенрику Фискеру пока не удаётся создать собственную успешную автомобильную компанию. Первую попытку он предпринял в 2007 году, когда основал в США Fisker Automotive, она выпускала эффектный гибридный седан Karma, но в 2013 году подала заявление о банкротстве из-за сложностей с финансированием и проблем с качеством продукции. В 2014 году копанию Fisker Automotive купил китайский производитель комплектующих Wanxiang и переименовал её в Karma Automotive — это компания существует и поныне, но уже не имеет в Фискеру никакого отношения.
В 2016 году Хенрик Фискер основал ещё одну, на сей раз электромобильную компанию Fisker Inc. Эта компания долго раскачивалась и несколько раз меняла свои планы, но в конце 2022 года сумела-таки запустить в производство на заводе Magna Steyr в австрийском Граце свою первую модель — среднеразмерный кроссовер Ocean. В ближайшие годы модельный ряд Fisker должны пополнить пикап Alaska, недорогой компактный кроссовер Pear и роскошный купе-кабриолет Ronin, если, конечно, компания Fisker выживет.
Согласно официальному отчёту Fisker Inc., в прошлом году компания выпустила только 10 142 кроссовера Ocean, тогда как изначальный план на 2023 год предполагал выпуск 42 400 машин. Клиентам в 2023 году отгружено только 4700 кроссоверов, при этом у первых экземпляров обнаружились проблемы с качеством из-за сырого программного обеспечения, что привело к публикациям негативных отзывов в Сети. План продаж на этот год — всего 20 000 — 22 000 машин. Чистый убыток компании за прошедший год увеличился с 547 млн до 762 млн долларов, тогда как объём доступных денежных средств на счетах сократился с 737 млн до 325 млн долларов. Стало ясно, что с такой динамикой финансовых показателей компания не дотянет до конца 2024 года, акции Fisker после публикации отчёта на прошлой недели обвалились более чем на 40%, впереди замаячила перспектива банкротства. Усугубляет скепсис инвесторов зафиксированное в прошлом году глобальное замедление спроса на электромобили.
Хенрик Фискер уже принимает антикризисные меры: объявлено о сокращении 15% персонала и заморозке работы над новыми проектами. Кроме того, по данным Reuters, Фискер пытается заручиться поддержкой какого-нибудь крупного производителя: из пяти потенциальных кандидатов выбрана компания Nissan, о сделке с которой может быть объявлено уже в этом месяце. Предварительный формат сделки предполагает, что Nissan инвестирует в Fisker более 400 млн долларов в обмен на доступ к пикапу Fisker Alaska — он превратится в одну из новых моделей Nissan. Предполагается, что Nissan наладит производство Fisker Alaska и его клона на одном из своих североамериканских заводов в 2026 году. Fisker и Nissan информацию о переговорах пока никак не комментируют.
Для Fisker сделка с Nissan, безусловно, могла бы стать палочкой-выручалочкой и позволить пережить трудные времена. Интерес Nissan к сделке на данный момент представляется не очевидным: японская компания вполне способна сама разработать среднеразмерный электрический пикап, но, вероятно, хочет сэкономить деньги, так как у Фискера уже есть готовая платформа — по части техники Ocean и Alaska максимально унифицированы. Вдобавок Nissan, возможно, ищет бо́льшую автономность от компании Renault, альянс с которой становится всё более формальным после перезапуска в прошлом году.