«Это просто бизнес, ничего личного»: инженер с АвтоВАЗа рассказал, почему «Лады» стоят так дорог
Герой данного рассказа сидел на даче у своего старого приятеля, отдавшего АвтоВАЗу более пятнадцати лет своей жизни. Начав карьеру рядовым инженером, он покинул завод с весьма высокой должности. Разговор, как это часто бывает в мужской компании, коснулся автомобильной тематики.
Автолюбителя, подогретого очередной новостью о росте цен на Lada Vesta, переполняло возмущение. Он искренне не понимал, почему, в условиях ухода иностранных автопроизводителей, отечественная машина стоит так дорого. Ведь, казалось бы, всё своё: железо, рабочие, завод в Тольятти. Как формируется такая цена на Lada Vesta в нормальной комплектации?
Приятель, отставив кружку с чаем, посмотрел на него с ироничной ухмылкой, знакомой ему по временам его «разбора» очередного «гениального» проекта.
«Ты мыслишь как потребитель, — начал он. — А нужно мыслить как экономист гигантского, неповоротливого завода. Ты покупаешь не просто «Весту», ты покупаешь долю в самом АвтоВАЗе». Автолюбитель был ошарашен.
Из чего складывается цена «Лады»
В прямом смысле, пояснил он. Покупая «Весту», ты оплачиваешь не просто металл, колеса и мотор. Ты оплачиваешь отопление огромных производственных цехов, зарплаты десятков тысяч сотрудников, раздутый бюрократический аппарат, содержание старого оборудования, помнящего еще итальянцев из FIAT.
Вся эта колоссальная инерция мертвым грузом висит на себестоимости каждого автомобиля. Снизить цену невозможно, иначе завод обанкротится.
Миф о локализации и зависимость от импорта
Попытки автолюбителя возразить, апеллируя к локализации производства, были пресечены на корню.
«Локализация — красивое слово для презентаций», — усмехнулся оппонент. Кузов, конечно, свой. А дальше? Коробка передач — китайская, блок ABS — китайский, подушки безопасности — китайские, электроника и чипы — импортные. Каждая деталь покупается за валюту, а логистика из Китая стала дорогой. Все это включается в конечную цену. Забудь о «полностью российской» машине.
Отсутствие конкуренции — причины высоких цен
На вопрос о возможности оптимизации производства, приятель ответил смехом. Оптимизация имеет смысл при конкуренции. А её нет. Рынок искусственно зачищен, главным инструментом чего является утилизационный сбор. Он настолько высок, что ввоз бюджетных иномарок становится невыгодным.
АвтоВАЗ, наблюдая за рынком, где остались только китайские автомобили, выставляет свою «Весту» по цене лишь немного ниже самой доступной китайской модели. Нет стимула делать дешевле: покупатели всё равно придут, потому что выбор ограничен. Это не рыночная экономика, а экономика закрытого заповедника.
Именно поэтому «Лады» стоят так дорого: ровно столько, сколько позволяет самая дешевая иномарка, допущенная на рынок. Ни копейкой меньше.
Автолюбитель сидел и пытался осмыслить услышанное. Выходило, что мы платим не за технологии и качество. Мы переплачиваем за импортные компоненты, неэффективность «АвтоВАЗа» и отсутствие конкуренции.
Поддержка «отечественного производителя»?
Чем же тогда можно объяснить такое ценообразование? Что мы покупаем на самом деле? Бывши инженер АвтоВАЗа пожал плечами: «Ты покупаешь компромисс. Ты покупаешь машину, которую, в теории, можно починить в любом гараже, доступность базовых расходников и испытываешь иллюзию поддержки отечественного производителя».
А на самом деле, ты оплачиваешь всю эту сложную и неэффективную систему, сложившуюся на рынке. Это просто бизнес, ничего личного.
В итоге, покупатель платит не за качество и инновации, а за поддержание всей неэффективной системы и испытывает иллюзию поддержки отечественного производителя.
Источник: rusdtp.ru