О том, что Министерство промышленности и торговли РФ подготовило план повышения утилизационного сбора на автомобили, коммерческий транспорт и иную технику, рассчитанный до 2030 года, стало известно в середине текущего месяца. Так, пока ещё не принятый документ предполагает одномоментное введение шкалы увеличения платежа до указанного срока. Напомним, следствием повышения утильсбора, как правило, становится подорожание машин, особенно это касается импортируемых, а также собираемых в РФ, но имеющих низкий уровень локализации.
В случае одобрения документа Минпромторга РФ, план по повышению утильсбора вступит в силу 1 октября 2024 года. Однако идея в её нынешней редакции не нашла поддержки у ассоциации «Российские автодилеры». Как сообщают «Ведомости», РОАД направила в ведомство соответствующее письмо на имя нынешнего главы Антона Алиханова. В ассоциации, в частности, попросили перенести изменение ставок утилизационного сбора на автомобили с этого года на 2025-й.
Российские автодилеры подчеркнули, что перед повышением утильсбора необходимо составить список тех автомобилей, спецтехники и прицепов, которые не выпускаются на территории РФ. Также, по мнению представителей ассоциации, власти должны синхронизировать план повышения утилизационного сбора со стратегией развития автопрома, которая рассчитана до 2035 года.
Ещё, по мнению представителей РОАД, в России нужно «нарастить механизмы поддержки автопрома». В частности, в ассоциации выступают за возобновление госпрограммы утилизации, которая предполагает скидку для клиентов, покупающих новый автомобиль, в обмен на сдачу старого в утиль.
Согласно плану, подготовленному Минпромторгом, в 2024 году сумма сбора на автомобили и полуприцепы в среднем увеличится примерно на 70-85%, а затем будет расти на 10-20% ежегодно. Это значит, что в случае одобрения документа уже в текущем году прибавка утильсбора для автомобилей с двигателем объёмом от 1,0 до 2,0 литров повысится на 85% (или более чем на 250 тыс. рублей) – до 556 тыс. рублей.
Как Kolesa.ru отмечал ранее, примерно такая же прибавка в итоге может отразиться в розничных ценниках машин на российском рынке. В дальнейшем сумма утильсбора будет только расти. Так, сумма утильсбора для автомобилей того же сегмента к 2030 году может добраться до планки примерно в 1 млн рублей.
Напомним, в агентстве Автостат подсчитали, что по итогам 2023 года на долю импортных машин пришлось 54% от общих продаж новых легковых автомобилей в РФ. Из них на долю ТС, ввозимых по официальному импорту (в основном из КНР), пришлось 42%, а на долю поставляемых по схеме параллельного импорта – 12%.